Публикации И.Лысак
Научная жизнь
Моим студентам
Максимов А.В.
ЛИЧНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Лысак И.В., Максимов А.В. Личность в информационном обществе: проблемы и перспективы исследования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 517.
Стремительное распространение информационно-коммуникационных технологий и социальные трансформации, происходящие под их влиянием, оказывают все возрастающее воздействие на личность. Несмотря на то, что изучение этого воздействия началось еще в 1980–1990-е гг., к настоящему времени среди исследователей отсутствует единство мнений как по поводу степени такого влияния, так и относительно его направленности. При этом отдельным авторам свойственно преувеличение негативного воздействия информатизации на личность, не подкрепленное убедительными эмпирическими данными (Р.А. Барышев, 2011; Л.Ш. Крупенникова, В.И. Курбатов, 2014; А.А. Пудикова, 2009). Ряд исследователей и вовсе утверждают, что происходящие или прогнозируемые ими изменения настолько глубоки, что свидетельствуют чуть ли не об эволюции биологического вида Homo sapiens. Так, американские психиатры Г. Смолл и Г. Ворган считают, что люди информационной эпохи будут обладать совсем иной психикой, нежели представители старшего поколения [7], а российский философ А.Д. Еляков полагает, что возможным следствием распространения информационных технологий может стать деградация творческого мышления, «омертвение» творческих способностей и приближение человеческого интеллекта к «интеллекту зомби или высокоразвитых интеллектуальных автоматов» [4, с.71–72].
Следует отметить, что к настоящему времени социологами и психологами проведено значительное число эмпирических исследований, затрагивающих отдельные аспекты влияния информатизации на личность, причем количество накопленного эмпирического материала возрастает год от года (Е.П. Белинская, 2013; Д.Н. Карпова, 2013; Н.Н. Королева, 2004). Однако полученные данные не осмыслены в полной мере. Кроме того, большинство проведенных исследований носит региональный или локальный характер, в связи с чем актуальной задачей является сопоставление и обобщение имеющихся эмпирических данных, позволяющее выделить как позитивные, так и негативные последствия воздействия информатизации на личность, а также обозначить основные проблемы и перспективы становления и развития личности в информационном обществе. Основным методом исследования является вторичный анализ данных, полученных в ходе эмпирических исследований российскими и зарубежными психологами и социологами.
Приступая к изложению полученных результатов, рассмотрим содержание базовых терминов, используемых в работе. Под личностью в статье будет пониматься человек как носитель совокупности социально значимых черт и психических свойств, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих поведение индивида как сознательного субъекта деятельности и общественных отношений. Процесс формирования личности сложен и может быть рассмотрен в нескольких аспектах, названных Д.А. Леонтьевым «Развитие 1, 2, 3». «Развитие 1» присуще всем живым существам, проходящим путь от незрелого состояния органов и функций к более зрелому, завершенному, позволяющему актуализировать врожденные потенции. «Развитие 2» – это социализация в широком смысле слова, позволяющая человеку максимально гармонично встроиться в социальный организм и успешно в нем функционировать. «Развитие 3» предполагает самоопределение и саморазвитие личности, нахождение и построение собственной жизненной траектории [5, с. 25]. Поскольку развитие человека, его становление как личности происходит в социокультурной среде, ее особенности, безусловно, влияют на личность. Будучи существом общественным, человек не сможет успешно встроиться в социальную среду, не учитывая ее особенности, не усвоив ее нормы и ценности. Как справедливо отмечает Д.А. Леонтьев, социокультурное воздействие на личность включает два взаимосвязанных процесса: во-первых, «культивирование личности», т. е. развитие психологических механизмов саморегуляции, создающих принципиальную возможность социальной организации жизни людей; во-вторых, «собственно социализацию», т. е. «усвоение смыслов, социальных практик, ценностей, мифов, нарративов и других знаково-символических структур, выработанных данным социумом в его историческом развитии и служащих основой психологической организации его членов в единую социокультурную систему, отграниченную от других аналогичных систем» [5, с. 28].
Применительно к рассматриваемой теме важно рассмотреть прежде всего «Развитие 2», на которое существенное значение оказывают социальные трансформации, происходящие под влиянием информационно-коммуникационных технологий и обозначаемые как становление информационного общества. Под информационным обществом, согласно Ё. Масуде и М. Кастельсу, понимается такое общество, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. Характерной особенностью такого общества является увеличение возможностей доступа к информации для все более широкого круга людей, а также формирование и растущее распространение сетевых организационных и коммуникационных структур. Именно распространение сетевых структур оказывает в настоящее время существенное воздействие на процесс социализации индивида. Наряду с непосредственным межличностным общением распространяется общение, опосредованное информационно-коммуникационными технологиями, следствием чего становится значительный рост горизонтальных связей между людьми, никогда не встречавшимися в физическом пространстве, но активно взаимодействующими в пространстве виртуальном. Сетевой принцип социальной организации не исключает иерархического, в настоящее время они существуют параллельно, в некотором смысле конкурируя друг с другом.
Итак, современная социальная структура включает не только реальные, но и виртуальные общности, члены которых взаимодействуют друг с другом в пространстве компьютерных сетей. Такие общности характеризуются простыми условиями вступления в них и низким уровнем социального контроля. Они предоставляют возможности для конструирования виртуальной личности, которая может в той или иной степени не совпадать с реальной. Следует отметить, что на начальных этапах изучения влияния информатизации на личность исследователи (Е.А. Горный, 2004; В. Нестеров, 2004) обращали внимание на такие свойства сети как анонимность, множественность, гипертекстуальность, подчеркивая, что в киберпространстве человек создает альтернативные образы своего Я, не имеющие практически ничего общего с его реальной личностью. Причем у виртуальной личности могут быть изменены даже такие базовые характеристики как пол, этническая принадлежность, возраст. Виртуальная личность рассматривалась как некий «двойник» человека, принципиально ему не тождественный, или как комплекс знаков, существующий в электронной среде и связанный с реальной личностью пользователя лишь по модели творец – творение. Эта «порожденная модель» могла представлять собой идеализированную версию реальной личности, или сконструированный образ, наделенный вымышленными характеристиками. Стоит однако отметить, что если на начальных этапах становления Интернет действительно был преимущественно анонимным, и в нем «действовали» вымышленные персонажи, то сейчас наблюдается тенденция деанонимизации, человек стремится презентовать в виртуальном пространстве свою собственную реальную личность, использует виртуальное пространство как одну из сред своего существования.
Безусловно, одним из значимых факторов, влияющих на личность, является перенос социальных взаимодействий в виртуальную среду. Наряду с непосредственными межличностными контактами, все большее распространение получают взаимодействия, опосредованные информационно-сетевыми технологиями. Сайты социальных сетей позволяют контактировать людям, которые без использования компьютерных технологий никогда бы не познакомились, однако социальные взаимодействия в сети, как правило, скоротечны, они легко возникают и так же легко разрываются. Кроме того, виртуальное взаимодействие затрудняет восприятие социальной информации. Так, согласно данным французского психолога Ж. Годфруа, лишь 7 % содержания сообщения передается смыслом слов, 38 % информации определяется интонацией, с которой эти слова произносятся, и 55 % – выражениями лица [2, с. 83]. Таким образом, при виртуальных взаимодействиях, особенно осуществляемых без использования аудио- и видеоканалов связи, значительная часть информации не воспринимается, т. е. передаваемая и воспринимаемая информация могут существенно различаться, что осложняет межличностные отношения и может способствовать росту непонимания между людьми.
Следствием виртуализации социальных взаимодействий становится рост эмоционального одиночества. Согласно Р. Вейсу, различают две составляющие чувства одиночества – эмоциональную и социальную. Эмоциональное одиночество вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, социальное – отсутствием доступного круга социального общения [1, с. 119]. Виртуальные взаимодействия приводят к росту круга общения, однако редко способствуют установлению эмоциональной близости. Активно общаясь в социальных сетях, имея массу подписчиков, человек, тем не менее, может испытывать сильное эмоциональное одиночество, обусловленное недостаточной привязанностью к близким людям, отсутствием настоящих друзей. Между тем, исследования показывают, что виртуальные контакты могут способствовать и установлению реальных межличностных отношений. Согласно статистическим данным (N. Doering, 2003), активные пользователи Интернета имеют примерно такое же количество социальных контактов вне Сети, как и люди, не являющиеся активными пользователями компьютерных сетей. Кроме того, по данным социологов (E. Rintel, J. Pittam, 1997; О.Ю. Амурская, 2013) в выходные дни в компьютерных сетях проводит время меньшее число людей, чем в будни. На основании чего можно предположить, что в свободное время многие стремятся к реальной, а не виртуальной коммуникации с близкими людьми. Часто виртуальное знакомство становится поводом для реальных встреч и общения.
Существенное влияние на личность в современном обществе оказывает так называемая «информационная перегрузка», определяемая Дж. Голом как «состояние растерянности и инертности, которое возникает у ищущих информацию, когда они находят все, кроме непосредственно нужных материалов» [3]. Техническими предпосылками информационной перегрузки стало появление компьютерных сетей с запоминающими устройствами большой емкости, что привело к значительному росту веб-сайтов и размещаемых на них материалов. В качестве причин информационной перегрузки называют также распад традиционной корпоративной иерархии, изменение организационной структуры и рабочего процесса современных компаний, приводящие к дублированию информации; и сложную профессиональную деятельность в инновационной сфере, предполагающую анализ больших информационных массивов. Следствием информационной перегрузки может стать снижение восприятия поступающих сведений. Несмотря на увеличение объема информации, она все реже переходит на уровень знаний, основные усилия человек тратит на то, чтобы «отфильтровать» ненужную или низкокачественную информацию, на анализ, осмысление и запоминание значимой информации у него остается все меньше времени и сил. Возникает своеобразный информационный парадокс, заключающийся в снижении общего уровня информированности личности вследствие прогресса в сфере производства информации.
В информационном обществе получает распространение так называемая многозадачность, под которой понимается одновременное восприятие личностью информации из разных источников и попытки выполнять несколько действий одновременно или непосредственно друг за другом. Современные корпорации зачастую ориентируют своих сотрудников именно на многозадачность, однако, согласно данным полученным исследователями Лаборатории коммуникации человека и интерактивных медиа Стэнфордского университета, только 3 % испытуемых удавалось успешно выполнять одновременно от двух до шести действий, совмещая многочисленные потоки информации [10]. У подавляющего же большинства людей попытки выполнять несколько видов деятельности одновременно или непосредственно друг за другом приводили к развитию синдрома дефицита внимания, не позволяющего им отделить важное от второстепенного и сконцентрироваться на выполнении определенного действия. Постоянная привычка выполнять несколько действий одновременно может способствовать возникновение у человека чувства отчужденности, растерянности и разочарованности. Однако нет оснований утверждать, что распространение информационных технологий оказывает лишь негативное воздействие на когнитивные процессы. Имеются данные (C. Martindale, 1995), согласно которым распределенное, дефокусированное внимание необходимо для осуществления творческой деятельности. По мнению американских исследователей Дж. Палфри и У. Гассера, Интернет имеет огромный потенциал для развития креативности, предоставляет личности новые возможности для творческого самовыражения [6].
Еще одной проблемой, с которой сталкивается личность в информационном обществе, является доминирование публичности и утрата ценности конфиденциальности и приватности. В работе «Утраченная укромность частной жизни» известный итальянский философ У. Эко пишет, что главным абсурдом современного общества стал добровольный отказ от приватности, граничащий с патологией и эксгибиционизмом [9, с. 156]. «Утраченная укромность частной жизни» растворяется в публичном: на телевидении известные актеры и политики готовы рассказывать свои постыдные секреты, требуя в ответ на это внимание зрителей. Сами зрители постоянно испытывают искушение открыться миру в Интернете, чтобы придать себе статус и тоже получить доверие. Личность практически лишается так необходимого ей интимного пространства, киберпространство становится «пространством обнажения», где человек демонстрирует себя, выставляет напоказ мельчайшие подробности своей частной жизни. В информационном обществе формируется особая сфера «публичной интимности», вследствие чего у значительного числа людей складывается представление о том, что представленность в виртуальном пространстве является необходимым подтверждением самого факта существования личности.
Перспективным и важным направлением изучения воздействия формирующегося информационного общества на личность является исследование информационной социализации детей и подростков. В настоящее время неуклонно снижается возраст, в котором дети начинают активно использовать информационные технологии, причем не только в досуговой, но и в познавательной, учебной деятельности. По данным социологического исследования 2012 г., 93 % жителей России в возрасте от 10 до 17 лет активно используют интернет-сервисы, т. е. практически все подростки, независимо от места проживания, включены в интернет-коммуникацию. В социальных сетях сегодня зарегистрированы 82 % пользователей российского сегмента Интернета, причем около 25 % из них составляют дети до 14 лет [8]. Общение в социальных сетях начинается еще в начальной школе в возрасте около 9 лет. Причем социальные сети становятся своеобразной «средой обитания» молодого поколения, в которой они получают информацию, общаются и принимают жизненно важные решения. Именно в пространстве социальных сетей подростки усваивают социальный опыт посредством взаимного информирования друг друга. Для многих детей Интернет становится местом самореализации, затрудненной в реальном жизненном окружении в силу возраста или особенностей характера. В связи со значительным «омоложением» интернет-пользователей и увеличением их числа нуждается в серьезном изучении воздействие социальных сетей на стиль жизни, ценностные ориентации и особенности поведения личности. Насущной потребностью в современном обществе становится формирование информационной культуры личности, т. е. развитие навыков определения собственных информационных потребностей, критического анализа источников информации, формирование умений интерпретации и синтеза поступающих сведений, усвоение сетевого этикета.
Таким образом, имеющиеся к настоящему времени данные не позволяют сделать вывод о негативном воздействии информатизации на личность. Высказываемые рядом авторов опасения, относительно катастрофических изменений, происходящих в условиях становления информационного общества с личностью, обусловлены, скорее всего, свойственным человеку страхом перед новым и непривычным, и нежеланием взвешенно и всесторонне проанализировать эмпирическую информацию, выбирая лишь те факты, которые лучше укладываются в их концепцию. Вторичный анализ данных, полученных в ходе эмпирических исследований, показывает, что современные технологии создают определенные проблемы, бросают вызов личности, повышая требования к скорости ее реакций, к уровню компетентности, усложняя деятельность, однако наряду с этим они же предоставляют и новые возможности творческой самореализации. Требует дальнейшего исследования влияние информатизации на юных пользователей, нуждается в более глубоком рассмотрении становление коллективных форм поведения в сетевом пространстве, изменяющих соотношение публичности и интимности, а также индивидуального и коллективного. В целом можно констатировать, что основная масса населения успешно адаптируется к становлению информационного общества, используя преимущества, предоставляемые информационными технологиями и решая возникающие проблемы. Облегчить процессы социализации молодого поколения и адаптации лиц старшего возраста к изменяющимся условиям существования может целенаправленная деятельность по формированию информационной культуры личности.
Список литературы
1. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества: Сб. статей. — М.: Прогресс, 1989. — С. 114–128.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. — М.: Мир, 1992. — Т. 2. — 376 с.
3. Гол Дж. Онлайнова журналістика. — Киïв: К. І. С., 2005. — 344 с.
4. Еляков А.Д. Благо и зло: жгучий парадокс Интернета // Философия и общество. — 2011. — № 2. — С. 58–76.
5. Леонтьев Д.А. О некоторых аспектах проблемы «культура и личность» // Культурно-историческая психология. — 2013. — № 1. — С. 22–30.
6. Палфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры. — М.: Эксмо, 2011. — 368 с.
7. Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн. — М.: КоЛибри, 2011. — 352 с.
8.Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Майорова-Щеглова С.А., Макеев П.Л. Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства: Результаты социологического исследования. — M., 2012. — URL: http://www.oprf.ru/press/news/2012/newsitem/20132 (дата обращения 04.06.2015).
9. Эко У. Утраченная укромность частной жизни // Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. — М.: Эксмо, 2007. — 592 с.
10. Interview Clifford Nass // Digital Nation. Life on the digital frontier // URL: http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/digitalnation/interviews/nass.html (дата обращения 04.06.2015).