И. ЛЫСАК

ХАЙДЕРАБАД: НЕЗНАКОМАЯ ИНДИЯ

 Лысак И.В. Хайдерабад: Незнакомая Индия // География. 2010. № 19. С. 4–12.

 скачать полный текст статьи

Hayderabad Foto 01Что большинство из нас знает об Индии? Индийский чай и индийский слон, индийское кино и индийские танцы, еще, пожалуй, касты, йога и Камасутра. В добавление к этому списку интеллектуалы могут порассуждать об индийской философии, развитии в Индии информационных технологий и росту населения, а «продвинутые» обыватели – о царящей там антисанитарии да курорте Гоа. Для большинства россиян, несмотря на то, что прошедший 2009 г. был объявлен годом Индии в России, и в рамках этого была проведена масса самых разных мероприятий, эта страна остается загадкой, для кого-то манящей, для кого-то пугающей.

Индия многогранна. Иностранцы открывали и завоевывали ее, восхищались ею и осуждали царившие там порядки, у нее учились и ее поучали, Индию «дегустировали»[1], искали в ней Россию[2] и себя. И все-таки Индия остается для большинства европейцев и россиян страной загадочной и незнакомой. Даже те, кто специально изучали историю Индии и ее культуру, при непосредственном знакомстве с ней с удивлением обнаруживают, что это не та Индия, которую они себе представляли. Именно к категории последних я могу отнести и себя. Будучи преподавателем истории культуры с 15-летним стажем и достаточно опытным путешественником, побывавшим во многих азиатских странах, я тоже представляла себе «другую Индию», и оттого знакомство с ней было особенно интересным.

«Реальная Индия» приоткрыла свою дверь уже в аэропорту Дубаи, откуда мы с коллегой летели на конференцию в Хайдерабад (Hyderabad) – пятый по величине город в Индии, являющийся столицей штата Андхра Прадеш. При слове Индия наше воображение рисовало многоцветие красок, черноволосых красавиц в ярких сари, однако ни одного сари на пассажирах рейса «Дубаи – Хайдерабад» мы не увидели. Зато в самолете было очень много семей мусульман с детьми мал-мала меньше и женщинами в черных хиджабах[3] и никабах[4]. Это было настоящим потрясением – юные стройные женщины, укутанные в черные одежды с головы до ног, с любопытными глазами, выглядывающими в узкую прорезь. Да, мы знали, что Хайдерабад – бывшая столица одноименного княжества, которым правили мусульмане, а его символом является Чарминар (от перс. «четыре минарета», предположительно в честь первых четырех халифов), но ведь даже в Иране лицо женщин открыто, а тут...

 

Знакомство 1. Индия мусульманская

 

Численность населения Индии по данным переписи населения 2001 г. – 1 млрд 27 млн 15 тыс. человек (по оценкам на сентябрь 2009 г. – 1 млрд 166 млн. 79 тыс.), при этом мусульмане составляли 13,43%[5]. Несложные подсчеты показывают, что скромные, на первый взгляд, 13% – это более 150 млн человек, то есть по численности мусульманского населения Индия уступает только Индонезии. Однако, несмотря на внушительную численность, мусульмане здесь – религиозное меньшинство (80,5% населения составляют индуисты), со всеми вытекающими отсюда проблемами.

Ислам на территории Индии имеет глубокие исторические корни. Первые мусульмане – арабские купцы – начали проникать сюда еще в VII–VIII вв. С XI в. на индийскую территорию совершали набеги тюркские завоеватели, исповедовавшие ислам. Ряд успешных походов в Северную Индию под лозунгами «священной войны» мусульман с неверными предпринял Махмуд Газневид (998–1030). Эту же политику в XII в. продолжили преемники Газневидов Гуриды. В начале XIII в. на развалинах Гуридской державы в Индии возникло государство, получившее название Делийский султанат (1206–1526), в котором ислам стал государственной религией. В последние годы существования Делийского султаната на территории южной Индии возникло мусульманское государство Бахмани, известное в России благодаря тверскому купцу Афанасию Никитину, описавшему его в своем «Хождении за три моря».

На территории современного Хайдерабада до середины XV в. существовали индуистские государственные образования народа телугу. Однако в 1463 г. они были завоеваны султаном Кули Кутб-аль-Мульком, тюркским военачальником и мусульманином-шиитом, состоявшим на службе у султана Бахмани. В 1518 г. Кутб-аль-Мульк смог сделать свои земли независимыми от султаната Бахмани и стал основателем династии Кутб Шахов. Первоначально Кутб Шахи основали свою резиденцию в уже существовавшей крепости Голконда в 11 километрах от нынешнего Хайдерабада. Голконда при Кутб Шахах была ведущим в мире рынком перепродажи драгоценных камней. Неподалеку от крепости с незапамятных времен разрабатывались шахты, где, как считается, были добыты многие знаменитые алмазы, в том числе «Кох-и-Нор», ныне украшающий малую Королевскую государственную корону Великобритании, и «Граф Орлов», венчающий Российский державный скипетр, хранящийся в Алмазном фонде в Москве.

Сказочные богатства Индии постоянно влекли иноземных захватчиков. В 1526 г. в страну во главе двенадцатитысячного войска вторгся потомок легендарного Тамерлана Бабур – бывший правитель Ферганы, захвативший затем афганские земли и обосновавшийся в Кабуле. Бабур и его преемники создали державу, известную в исторической литературе под именем империи Великих Моголов[6]. Ее территория распространилась на Восточный Афганистан, Синд, Кашмир и почти весь полуостров Индостан, за исключением его южной части до реки Гадавари. Внук Бабура Акбар (1556–1605) значительно расширил территорию государства, совершив успешные завоевательные походы в Раджпутану, Бенгалию, Гуджарат, Ориссу, Восточный Афганистан и ряд других областей.

Султанату Голконда, одному из немногих в Индии, удалось сохранить свою независимость. Его правители заботились о процветании государства и своих подданных. Именно тогда, в 1589 г. на берегу реки Муси возник Хайдерабад, который местные жители часто называют «городом любви»: согласно легенде молодой правитель Голконды Мухаммад Кули Кутб Шах влюбился в танцовщицу Бхагмати, жившую в маленьком поселке Чичелам. Очарованный ее красотой Мухаммад Кули построил на месте поселка город, названный в честь возлюбленной Бхагнагар. Бхагмати не устояла перед таким подарком, чтобы связать свою судьбу с Мухаммадом Кули, она обратилась в ислам и получила новое имя – Хайдер Махал, а город был переименован в Хайдерабад, или город Хайдер.

Во времена Кутб Шахов в городе, ставшем столицей султаната Голконда, велось интенсивное строительство – возводились мечети, дворцы, больницы. Сады и парки Хайдерабада того времени сравнивали с садами иранского Исфахана. Композиционным центром города и его символом стал Чарминар – знаменитая мечеть, выполняющая также функцию триумфальной арки. Строительство Чарминара началось в 1591 г., в знак благодарности богу за прекращение эпидемии чумы. Чарминар сохранился до сих пор, его минареты, вздымающиеся на высоту 54 метров, ныне привлекают внимание туристов. Именно здесь, в старом центре Хайдерабада сильнее всего ощущается дух восточного мусульманского города, словно машина времени переносит тебя во времена Кутб Шахов, и причина этого не столько исламская архитектура центра, но и шумные рынки, находящиеся вокруг Чарминара. Невероятная толчея, громкие зазывалы, уличные торговцы сувенирами и приблизительно 14000 лавок и магазинов – вот что такое район Чарминара сегодня.

Но вернемся к истории. Богатства султаната Голконда привлекали внимание Аурангзеба – правителя из династии Великих Моголов. В 1656 г. он в первый раз попытался вмешаться в дела слабеющего государства. Несколько десятилетий подряд Аурангзеб предпринимал военные походы против Голконды. Наконец, в 1687 г. династия Кутб Шахов пала, султанат вошел в состав империи Великих Моголов. Именно к этому времени относятся первые столкновения мусульман и индуистов. Причины их в том, что по указу Аурангзеба с немусульман Индии стали взимать особый налог – джизью, начались гонения на индуизм, стали разрушать индуистские храмы. Аурангзеб стремился подчинить всю жизнь в стране нормам ортодоксального ислама, что вызвало острое недовольство немусульманского населения. В ответ на преследования немусульман участились восстания против власти моголов, и в 1707 г. вскоре после смерти Аурангзеба некогда могущественная империя распалась. Воспользовавшись распадом державы Великих Моголов Чин Килич-хан (Aсиф Джах I) в 1724 г. объявил себя низамом («правителем») хайдерабадским и основал династию Асиф Джахи. Считается, что Асиф Джах I состоял в дальних родственных отношениях с Аурангзебом, поэтому низамы всегда причисляли себя к могольской династии.

Однако полный суверенитет хайдерабадских низамов был не долог. В 1798 г. низам был вынужден подписать договор с Британской Ост-Индской компанией, согласно которому княжество утратило право на ведение самостоятельной внешней политики. Несмотря на эти ограничения, династия Асиф Джахи правила Хайдерабадским княжеством вплоть до 1948 г. Во времена владычества последнего седьмого низама Османа Али Хана (1911–1948) территория княжества составляла 223 000 км². О несметных богатствах низамов Хайдерабада слагали легенды. Так, в 1937 г. Осман Али Хан попал на обложку журнала «Тайм», который назвал низама одним из богатейших людей планеты[7]. До настоящего времени сохранилась коллекция драгоценностей низамов, вызывающая восхищение и поражающая всех своей изысканной красотой.

Несмотря на то, что на протяжении всей истории Хайдерабадского княжества большинство его населения составляли немусульмане, серьезных религиозных конфликтов во времена владычества низамов там не было. Истоки современного индо-мусульманского конфликта относятся ко времени раздела колониальной Индии и образования в 1947 г. двух независимых государств – Индийского Союза и Пакистана. Согласно закону о независимости Индии от 3 июня 1947 г. правителям индийских княжеств было предоставлено право присоединиться к одному из доминионов или остаться вассалами британской короны. В Хайдерабаде развернулась борьба между национальными и религиозными группировками. Партия «Индийского национального конгресса», движение «Свами» и коммунисты выступали за присоединение к Индийскому Союзу. Им противостояло мусульманское ополчение «Разакарс», поддерживаемое низамом. Индуистов в Хайдерабаде не устраивала, прежде всего, слабая их представленность в правительстве, полиции и военных структурах. Ситуация противостояния разрешилась в результате пятидневной «операции Поло», когда в сентябре 1948 г. правительство в Дели аннексировало Хайдерабад и лишило низама его властных полномочий. После этих событий многие представители мусульманской элиты города эмигрировали в Пакистан.

В 1956 г. территория Хайдерабадского княжества была разделена между тремя штатами Андхра-Прадеш, Махараштра и Карнатака по языковому признаку. Хайдерабад стал столицей дравидоязычного, то есть говорящего на языке телугу, штата Андхра-Прадеш. Как и в большинстве других штатов Индии, мусульманское население, по большей части свободно владея титульным языком штата, тем не менее демонстративно называет родным язык урду, общемусульманский символ, исламизированный (то есть арабофарсизированный) вариант многодиалектного языка хиндустани (санскритизированным индусским вариантом этого же языка является хинди). За урду не стоит никакого этноса, а только конфессиональная общность индийских мусульман; зато он имеет статус государственного языка Пакистана.

Основной причиной религиозных конфликтов в современной Индии, как и в других регионах земного шара, является бедность – благодатная почва для роста экстремистских настроений. Показатели бедности среди мусульман в Индии выше, чем у большинства других социальных групп, а уровень образования значительно ниже[8], что существенно ограничивает возможности их продвижения по социальной лестнице. В системе государственного управления мусульмане также представлены незначительно, даже в тех штатах, где их численность велика, потому их проблемы зачастую замалчиваются. От того, будут ли в будущем решаться проблемы мусульман, во многом зависит само существование Индии как многонациональной и многоконфессиональной державы. Мусульманское население страны растет высокими темпами и не замечать его проблем – значит подрывать стабильность общества и государства.

Завершая разговор об Индии мусульманской, важно подчеркнуть, что внешне в стране практически ничто не напоминает о наличии каких бы то ни было религиозных или этнических проблем. Теракты случаются здесь ничуть не чаще, чем в других регионах земного шара. Большинство бизнесменов, работающих в Индии, или туристов, посещающих эту страну, вообще ничего не знают об их существовании. И причина этого не только в стремлении правительства Индии создать благоприятный имидж страны и привлечь иностранные инвестиции, но и в удивительной доброжелательности и гостеприимстве местного населения, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. К иностранцам здесь относятся с большим интересом и почтением: все без исключения индусы, с которыми нам довелось общаться, стремились оказать помощь (даже когда она не требовалась), рассказать о городе и стране, показать достопримечательности, пригласить в гости, угостить. Хайдерабад показался нам очень дружелюбным, хотя и чрезвычайно густонаселенным городом, по которому мы гуляли безо всяких опасений. Причем местные жители, узнав, откуда мы приехали, фотографировали нас, просили пожать им руку, говоря, что мы – первые русские, которых они видели, а встреча с белым человеком в Индии – верный признак удачи.

 

Знакомство 2. Индия колониальная

 

Индия колониальная скорее не удивила, а рассмешила нас сразу же по прилету. Путешествие из Ростова-на-Дону в Хайдерабад было хотя и комфортным, но достаточно долгим. Уставшие, мечтающие поскорее добраться до места назначения, мы, наконец, вышли из здания суперсовременного аэропорта, построенного чуть более года назад. Пока водитель принимающей стороны ставил наши чемоданы в багажник автомобиля, мы занимали места в салоне, радуясь, что находимся не в воздухе, а на земле. Моя коллега, удобно расположившаяся на переднем сидении, не сразу поняла, почему ее просят пересесть, а увидев, что сидит за рулем – долго смеялась. Вот она – сила привычки: теоретические знания о том, что в Индии машины с правым рулем, не сработали. Так мы встретились с Индией колониальной.

С древности сказочные богатства Индии манили европейцев, а поиски новых морских путей в эту далекую страну в XV в. способствовали не только известным каждому школьнику географическим открытиям, но и порабощению значительной части населения земного шара. Первыми к колониальным захватам в Индии приступили португальцы. После экспедиции Васко да Гамы, открывшего морской путь в Индию, они захватили территории на западном побережье страны. Центром португальских владений стал город Гоа, ныне хорошо известный большинству россиян. В начале XVII в. начинается проникновение в Индию англичан и голландцев, несколько позднее – французов и датчан. Постепенно англичане, основавшие в 1600 г. Ост-Индскую торговую компанию, начали вытеснять конкурентов. С помощью интриг, подкупов и вооруженных нападений они добивались от индийских властей все новых и новых привилегий. В 1857 г. после подавления восстания сипаев (индийских солдат, которые служили в британской Бенгальской армии) власть перешла от Ост-Индской компании к британскому правительству, а в 1877 г. королева Виктория была коронована императрицей Индии, ставшей «алмазом в британской короне».

В эпоху британского владычества территория современной Индии состояла из двух частей. Первая часть включала 8 провинций (Бомбей, Западная Беналия, Мадрас, Бихар, Ассам и др.), составлявших так называемую Британскую Индию, доминировавшую в военно-стратегическом и экономическом отношении. Вторую часть образовывали 554 княжества, находившиеся в вассальной зависимости от британской короны и именовавшиеся Туземной Индией. В нее входили множество мелких и несколько крупных княжеств – Раджпутана, Кашмир и Хайдерабад. В те времена правитель Хайдерабада считался самым высокопоставленным среди раджей Индии: по протоколу, по его приезду полагался салют из 21 пушки. В колониальный период Хайдерабад, в отличие от многих других индийских провинций, процветал. В нем возводились великолепные здания, сооружались водохранилища. Княжество имело собственную валюту и систему почтовой связи. К началу ХХ в. в нем появились электричество и железнодорожное сообщение, была построена сеть автомобильных дорог, велись работы по развитию ирригационных систем. До 11% бюджета княжества тратилось на нужды образования, как традиционного мусульманского, так и привнесенного англичанами, считавшими, что целью образования является передача местному населению знаний английской литературы и науки посредством английского языка.

После обретения независимости Индия не стала отказываться от английского языка. Сделать это тогда было практически невозможно – поскольку это был основной язык в делопроизводстве государственных учреждений и язык преподавания в учреждениях образования. Кроме того, в стране, где существует 17 официальных языков в штатах и 844 диалекта, английский язык играет роль языка межнационального общения. Трех-четырехязычие – норма для большинства индийских штатов. Так, в Хайдерабаде основные надписи в городе сделаны на четырех языках: хинди (санскритская графика, государственный язык), телугу (санскритская графика, официальный язык штата), урду (арабская графика, один из «зарегистрированных языков» мусульманской части населения штата), английском (латинская графика, государственный язык). В настоящее время в Индии английский язык (наряду с хинди) является государственным вовсе не потому, что это «наследие тяжких колониальных времен», а потому что без него люди не могли бы понять друг друга, а Индия вряд ли состоялась бы как единое государство.

Правда, в последнее время уровень знания английского языка значительно упал, хороший английский мы слышали, лишь общаясь с вузовскими преподавателями-лингвистами и высокопоставленными сотрудниками крупных фирм, часто бывающими за рубежом. Язык, распространенный в стране часто называют «индийским английским»: знания большинства населения ограничиваются бытовым уровнем, а произношение очень специфично. Большинство индусов используют в речи только одно время – Present Indefinite, артикли опускают за ненадобностью, все слова выговаривают мягкой скороговоркой. Во время пребывания в Индии мы нередко были свидетелями того, как англичане и американцы не могли понять индусов и обращались за помощью к переводчикам, переводивших им «с английского на английский». Причем происходило это не на городских улицах, а в конференц-залах.

Колониальное прошлое ощущается в индийской архитектуре, в особенностях организации власти в стране, в спортивных пристрастиях индусов и в приверженности части старшего поколения викторианским ценностям. Ну и, конечно же, самое наглядное свидетельство английского владычества – левостороннее движение, адаптироваться к которому достаточно сложно, поскольку оно отличается от классического левостороннего движения в самой Великобритании, где правила соблюдаются неукоснительно.

Дорожное же движение в Индии очень специфично – по узким дорогам обгоняя друг друга и непрерывно сигналя, едут сплошным потоком грузовики, автобусы, легковые автомобили, «тук-туки» (ярко-желтые мотороллеры, выполняющие роль такси), мотоциклы, мопеды, велорикши и тонги (двухколесные воловьи упряжки). Периодически на дорогах встречаются медленно передвигающиеся коровы, а по обочинам, уворачиваясь от транспортных средств, идут люди, так как тротуаров в большинстве индийских городов попросту нет. Кроме того, в условиях тесноты и скученности населения дороги выполняют и многие несвойственные им в других странах функции. На дорогах расстилают для просушки выстиранное белье, раскладывают сжатый рис и кокосовую скорлупу, а проезжающий транспорт обмолачивает первый и давит вторую. Дороги – это рынок, где к ужину мусульмане покупают живых барашков (барашки и живут здесь же, вдоль обочины), а индуисты – бобовые и фрукты. Вдобавок ко всему, население, даже в крупных городах, использует дороги в качестве туалетов. Несмотря на полный хаос, творящийся, с точки зрения европейца на индийских дорогах, серьезные аварии там достаточно редки, а на дорогах царит взаимоуважение и взаимопомощь. Индийские водители охотно помогают друг другу, пропускают, подсказывают, объезжают зазевавшихся пешеходов. Мы неоднократно наблюдали, как пожилые индусы неспешно переходят широкое дорожное полотно, не поворачивая головы ни вправо, ни влево, при этом водители заботливо объезжают их, даже не сигналя. Воистину – терпимость, присущая индуистам, беспредельна.

 

Знакомство 3. Индия постиндустриальная

 

Как метко подметил Т. Фридман в нашумевшей книге «Плоский мир», «еще двадцать лет назад... Индия была для мира страной заклинателей змей, повальной нищеты и матери Терезы. Сейчас ее образ приобрел новые черты. Современная Индия – это еще и страна мозгов и компьютерных кудесников»[9]. Действительно, Индия достигла наиболее значительных успехов в развитии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) среди всех развивающихся стран. Причем, первое упоминание об экспорте из Индии программного обеспечения относится еще к 1974 г., а к 1980 г. нетто-поступления по этой статье впервые достигли 1 млн долл.[10]. В отличие от своих конкурентов в сфере ИКТ, например, Бразилии или Чили, в Индии с самого начала упор был сделан на преимущественное развитие экспортного направления. Отчасти это было связано с относительно низким уровнем компьютеризации в самой Индии, но в основном – со спецификой кадрового обеспечения отрасли и стремлением к максимальной глобализации ее операций. В данном случае «колониальное прошлое» принесло свои дивиденды – подавляющее большинство сотрудников индийских компаний, работающих в сфере ИКТ, хорошо владеют английским языком, что позволило гораздо быстрее и легче вписаться в сложившиеся структуры мирового рынка.

Основным направлением в развитии ИКТ в Индии является оффшорное программирование, то есть исполнение заказов, переданных в страну с целью экономии средств благодаря использованию ею более дешевой рабочей силы. Определенные успехи имеются и в области контрактного программирования (аутсорсинга[11]): 200 из 500 крупнейших аутсорсинговых компаний мира – индийские[12]. Основным рынком сбыта продукции ИКТ являются страны Запада, прежде всего, США. Так, например, в 2004 г. около 100 тыс. американских налоговых деклараций были обработаны в Индии, в 2005 г. их число увеличилось до 400 тыс.[13].

В настоящее время Хайдерабад является одним их крупнейших центров информационных технологий и телекоммуникаций в Индии. Его, наряду с другим южноиндийским городом Бангалором (столица штата Карнатака), считают аналогом американской Силиконовой долины. На сегодняшний день в Хайдерабаде существует более 1200 компаний, работающих в сфере ИКТ[14]. Привлекая иностранных инвесторов, правительство штата предоставляет им немалые льготы, выделяет участки под строительство, уделяет внимание подготовке квалифицированных кадров. Проблему кадрового обеспечения высокотехнологичных компаний успешно решают около 280 колледжей технического профиля, находящихся в Хайдерабаде. Крупнейшим центром подготовки кадров в области ИКТ является Университет Османия (Osmania University). Вуз, построенный на средства последнего низама Хайдерабада и названный его именем, являвшийся ранее преимущественно гуманитарным учебным заведением с явным мусульманским уклоном, в настоящее время превратился в один из ведущих университетов Индии с мощной естественно-научной и физико-математической базой. Его выпускников можно встретить во многих городах Индии и даже за ее пределами.

Однако было бы неверно представлять Индию компьютерным раем. Пока в международном разделении труда на рынке ИКТ индийским специалистам предоставляются преимущественно работы, не требующие высокой квалификации. На 80% это кодирование, тестирование и поддержка программных продуктов, в то время как работы, требующие высокой квалификации, остаются за западными специалистами.

Важно также подчеркнуть, что стремясь активно участвовать в глобальных экономических процессах, Индия пытается противостоять глобализации культурной. Большинству ее населения присуща твердая убежденность в том, что модернизация вовсе не обязательно должна протекать по западному образцу, а существенной задачей является сохранение собственной культурной идентичности. Индийская аудитория не воспринимает культовых западных персонажей массовой культуры как свою референтную группу. Большинство индийских музыкальных каналов на телевидении и радио транслируют творчество собственных исполнителей, голливудские фильмы не пользуются в стране большой популярностью, предпочтение отдается собственным кинофильмам, McDonald’s, попытавшийся приспособить свое меню к индийским гастрономическим традициям, так и не получил в стране широкого распространения.

Верность культурным традициям и, в то же время, желание не отставать от высокотехнологичных государств можно наглядно увидеть на улицах индийских городов, где суперсовременные небоскребы стоят рядом с покосившимися строениями, дату постройки которых уже никто не помнит, где автомобили последних моделей обгоняют велорикш, женщины в сари пишут компьютерные программы, а нищие, протягивающие одну руку за милостыней, держат в другой руке мобильный телефон.

 

Знакомство 4. Индия гастрономическая

 

«Привезите из Индии настоящий индийский чай!» – напутствовали нас близкие перед поездкой. Просьбу мы выполнили, однако «настоящий индийский чай» – это совсем не тот напиток, который так популярен в России. Повсеместно в Индии пьют масала-чай, в состав которого входят разнообразные специи и пряные травы и лишь совсем немного чайных листьев. Эту смесь кипятят с молоком и сахаром в тазу или кастрюле, пока чаинки почти совсем не разварятся, а потом подают в маленьких стаканчиках. Так что «настоящий индийский чай» – это приторно-сладкий пряный мутноватый напиток цвета кофе с молоком.

Традиционная индийская пища еще более специфична. С точки зрения не искушенных в кулинарном искусстве людей, она состоит преимущественно из специй, немного разбавленных «основным» продуктом, например, бобовыми, рисом или овощами. Даже любители острой пищи и специй из России испытывают настоящее потрясение, отведав блюда традиционной индийской кухни, после которых даже слишком острые российские яства будут казаться пресными.

Безусловно, гастрономические пристрастия жителей разных регионов Индии и разных социальных групп существенно различаются. И все же прибывшие из-за «трех морей» не перестают удивляться отдельным особенностям индийской кулинарии, к которым иностранцам достаточно трудно привыкнуть. Пожалуй, основная из них – именно обилие специй, которыми индийцы посыпают все, даже ананасы и клубнику. Важно подчеркнуть, что помимо вкусовых пристрастий использование пряных смесей имеет и практический смысл: в условиях жаркого и влажного климата специи – надежное средство дезинфекции, позволяющее противостоять многочисленным кишечным инфекциям. Самая известная в мире смесь индийских специй – это, безусловно, карри. В ее состав входят растертый в мелкий порошок черный и жгучий красный перец, кардамон, кориандр, гвоздика, фенугрек, горчичные зерна, шафран, чеснок, имбирь, разные виды тмина, корица, мускатный орех и другие пряности. Причем, покупать готовую смесь там не принято. Каждая хозяйка готовит ее собственноручно, по только ей одной известным рецептам. В соусе карри варят или тушат любые продукты, причем приготовленное в нем блюдо также называется карри. Другой излюбленной индусами смесью пряностей является уже упоминавшаяся масала, в состав которой входят тмин, кориандр, семена горчицы, черный перец, кардамон, молотая куркума, корица, гвоздика и др. Специфический аромат пряных смесей навсегда сохраняется в памяти у всех, побывавших в Индии. Его не могут передать ярко иллюстрированные путеводители и красочные фильмы об этой стране, но именно без него представление об Индии будет не полным.

Индия – родина вегетарианства, что объясняется как жарким климатом, в условиях которого мясо быстро портится, так и религиозными предписаниями. Однако индийское вегетарианство тоже отличается европейских представлений о нем. Вегетарианский стол в нашем понимании – это обилие салатов из разных видов овощей. В Индии же салаты есть не принято, свежих овощей на их столе практически не увидишь. Кроме того, в южных штатах многие индуисты, руководствуясь религиозными предписаниями, не употребляют в пищу не только мясные продукты, но и овощи красного цвета (помидоры, свеклу), потому что у них цвет крови, а также лук и чеснок. Основу их пищи составляют бобовые и рис.

Рис в Индии, как и в других странах Азии, – не просто основа пищевого рациона, но и особо почитаемый продукт. В деревнях его называют не иначе как «шри чаваль» – «уважаемый господин рис». Особенно ценится сорт басмати, имеющий длинные полупрозрачные зернышки. Более дешевая и доступная пища – это дал, как называют тут блюда из бобовых (гороха, фасоли, чечевицы). О его значимости и распространенности свидетельствует индийская пословица: «Рис – это хорошо, но дал – моя жизнь». В пищу употребляют также пресные лепешки из пшеничной муки грубого помола. Их основные разновидности – это чапати (тонкие, хрустящие, чем-то напоминающие лаваш), пури (лепешки, приготовленные в кипящем масле, что-то вроде чебуреков без начинки) и нан (лепешки треугольной формы, посыпанные маком). Из молочных продуктов распространены дхай – кисломолочный напиток, смягчающий остроту специй и прекрасно освежающий в жару, а также топленое масло – священный продукт, использование которого в больших количествах свидетельствует о благополучии и состоятельности. Сыры же в пищу практически не употребляют.

Сильное влияние на гастрономические пристрастия индийцев оказали упоминавшиеся нами Великие Моголы. С могольских времен в Индии начали готовить пищу в тандуре – большой глиняной печи, изначально использовавшейся для выпечки лепешек, в глубине которой на открытом огне запекают щедро сдобренные специями птицу, мясо или рыбу. Кухня индийских мусульман отдаленно напоминает среднеазиатскую. Своеобразным гастрономическим символом Хайдерабада является бирьяни – жареный рис с бараниной, мясом птицы, шафраном и апельсиновым соусом, вкус которого запоминается всем, кто хоть раз его отведал. Мастерски готовят здесь пилау – плов и багхара байган – блюдо из баклажан. Однако чтобы по-настоящему насладиться их вкусом, иностранцам нужно несколько раз попросить повара, чтобы блюдо готовили без специй – оно все равно будет достаточно острым, но не обжигающим.

Кроме Великих Моголов на формирование гастрономических пристрастий индийцев оказали влияние колонизаторы. Так, португальцы привезли в Индию сладкий перец, который прижился и полюбился местным жителям, французы оставили рецепты суфле, а англичане – разнообразных пудингов. Вообще, индийские сладости – это отдельная тема для разговора. Это и приторно сладкая халва, приготовленная из манной крупы, сахара и масла с добавлением орехов, фруктов и тертой моркови, и шахи тукра («королевские кусочки») из сладкого кокосового теста, и кульфи – мороженое, готовящееся на основе нежнейшего творога или йогурта, и гуляб-джамун – миндальные шарики в меду.

Традиционно пищу в Индии подают на вымытом банановом листе – одноразовой тарелке, подаренной природой, или на тали – большом круглом металлическом подносе, в центр которого кладут рис или пури, а по краям ставят катори – металлические порционные чашечки для различных блюд. Столовыми приборами пользоваться не принято – пищу едят пальцами правой руки (левая рука у индусов считается нечистой, поскольку ей выполняют гигиенические процедуры). По мнению индийцев, только с помощью пальцев рук можно ощутить всю полноту вкуса традиционных блюд и познакомиться с Индией гастрономической.

 Уезжая из Индии, мы понимали, что она так и осталась для нас незнакомой и какой-то чужой. Мы устали от людских толп, шума и смога, нам надоело повышенное внимание местных жителей, острая пища и палящее солнце. Однако, войдя в самолет, мы вдруг остро ощутили, что хотим вернуться обратно, хотим снова вдыхать необычные запахи Индии, любоваться яркими красками, идти, протискиваясь сквозь разноголосую людскую толпу, наблюдать за бурундуками, вольготно чувствующими себя в многомиллионном городе, слышать «индийский английский» и видеть улыбающиеся лица людей, искренне радующихся тому, что мы приехали познакомиться с их культурой.



[1] Арбатова М. Дегустация Индии. М.: АСТ, 2006. – 416 с.

[2] Ключников Ю.М. Я в Индии искал Россию: странствия по Ариаварте. Москва: Беловодье, 2009. – 288 с.

[3] Хиджаб (араб. حجاب‎‎ – покрывало) – исламская женская форма одежды, оставляющая открытыми только лицо и кисти рук.

[4] Никаб (араб. نقاب‎‎) – мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо с узкой прорезью для глаз. Как правило, изготавливается из ткани чёрного цвета.

[5] Ремизова Е. Человеческий фактор: К 2045 г. Индия станет самой крупной по населению страной мира // Азия и Африка сегодня, 2009, № 2, с. 33.

[6] Моголами в Индии называли не только монголов, но и мусульманских правителей из областей Хорасана, Средней Азии и Афганистана, которые раньше находились под владычеством монголов.

[7] Истомин М. Штрихи к портрету последнего правящего низама Хайдарабада // Портал о странах и народах мира – http://portalostranah.ru/view.php?id=49

[8] См.: Юрлова Е. Индия: мусульмане и мусульманки // Азия и Африка сегодня, 2007, № 10, с. 15–21.

[9] Фридман Т. Плоский мир: Краткая история XXI в. М.: АСТ, 2006, с. 583.

[10] Рогожин А. Индия на мировом рынке информационно-коммуникационных технологий // Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 7. с. 75.

[11] Аутсорсинг – передоверие внутренних функций одной компании (например, проведение исследований, услуги колл-центра, обслуживание дебиторской задолженности и т.д.) другой компании с последующим встраиванием полученных результатов в полный операционный цикл компании-заказчика.

[12] Рогожин А. Указ. соч., с. 76.

[13] Фридман Т. Указ. соч., с. 19.

[14] Скосырев В. Интеллект возвращается домой: Репортаж из индийского наукограда // Российская Федерация сегодня, 2007, № 19 – http://www.courier-edu.ru/cour0711/2100.htm

Моя страница на сайте Ученые России

Обратная связь



онлайн игра покемон го Buy Kamagra at shopviaagra.info Buy Meldonium online Buy Dapoxetine Levitra online онлайн кредиты займы взять кредит займ алматы играть онлайн гта 5 винкс феи играть онлайн

 

© 2013-16 Ирина Лысак. Персональный сайт. Все права защищены