Публикации И.Лысак
Научная жизнь
Моим студентам
Косенчук Л.Ф.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОБЩЕСТВО
СЕТЕВЫХ СТРУКТУР
Лысак И.В., Косенчук Л.Ф. Современное общество как общество сетевых структур // Информационное общество. – 2015. – № 2–3. С. 45–51.
Развитие информационно-коммуникационных технологий, выстроенных по сетевому принципу, привело к повсеместному распространению в современном обществе сетевых структур. Некогда упорядоченное и иерархичное социальное пространство превратилось на наших глазах в мир «тысячи плато» и ускользающей паутины возможностей, в котором нет проложенных дорог и точек опоры, так необходимых человеку. В научный оборот вошли понятия «сетевые структуры», «социальная сеть», и даже «сетевая культура», однако их содержание зачастую размыто, что затрудняет осмысление происходящих социальных трансформаций. В связи с этим перед исследователями стоит задача концептуализации указанных терминов, попытка решения которой предпринята в данной статье.
Необходимо подчеркнуть, что в самом общем виде понятия «сеть», «сетевые структуры» используются в современном научном знании для обозначения взаимодействующей совокупности объектов, связанных друг с другом линиями связи. C середины XX в. в социально-гуманитарном знании начинает применяться понятие «социальная сеть». Впервые оно встречается в статье 1954 г. британского антрополога и социолога Дж. Барнза, который использовал его для обозначения показателей дружеских, родственных и классовых связей, существующих в анализируемом им норвежском островном приходе. В его работе сеть определялась как любая «совокупность людей или их групп, между которыми существуют те или иные контакты и взаимодействия» [1]. Спустя три года этот же термин применила Э. Ботт, изучавшая семьи английских рабочих, которые, по ее мнению, жили не в группах, а в «сетях», т. е. в структурах, где семья могла быть связана с одними семьями и организациями и никак не связана с другими [2]. В конце 1950-х – 1960-е гг. социальные сети начинают анализировать группа антропологов из Манчестерского университета (М. и Дж. Клайд Митчелл) [3, с. 302], а также этнограф С.Ф. Надель [4].
Максимов А.В.
ЛИЧНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Лысак И.В., Максимов А.В. Личность в информационном обществе: проблемы и перспективы исследования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 517.
Стремительное распространение информационно-коммуникационных технологий и социальные трансформации, происходящие под их влиянием, оказывают все возрастающее воздействие на личность. Несмотря на то, что изучение этого воздействия началось еще в 1980–1990-е гг., к настоящему времени среди исследователей отсутствует единство мнений как по поводу степени такого влияния, так и относительно его направленности. При этом отдельным авторам свойственно преувеличение негативного воздействия информатизации на личность, не подкрепленное убедительными эмпирическими данными (Р.А. Барышев, 2011; Л.Ш. Крупенникова, В.И. Курбатов, 2014; А.А. Пудикова, 2009). Ряд исследователей и вовсе утверждают, что происходящие или прогнозируемые ими изменения настолько глубоки, что свидетельствуют чуть ли не об эволюции биологического вида Homo sapiens. Так, американские психиатры Г. Смолл и Г. Ворган считают, что люди информационной эпохи будут обладать совсем иной психикой, нежели представители старшего поколения [7], а российский философ А.Д. Еляков полагает, что возможным следствием распространения информационных технологий может стать деградация творческого мышления, «омертвение» творческих способностей и приближение человеческого интеллекта к «интеллекту зомби или высокоразвитых интеллектуальных автоматов» [4, с.71–72].
Л.Ф. Косенчук
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ
Лысак И.В., Косенчук Л.Ф. Формирование персональной идентичность: механизмы и условия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10-3 (48). С. 125–127.
Даже беглый анализ научной и публицистической литературы, вышедшей в свет в последние полвека, свидетельствует о том, что термин «идентичность» постепенно вытесняет традиционные понятия, использующиеся для обозначения определения индивидом самого себя [5; 9; 10]. Широкое употребление рассматриваемого термина привело к появлению множества дефиниций, порой противоречащих друг другу, и как следствие – к его неоднозначному толкованию, смысловой неопределенности. Причем наблюдается очевидный перевес исследований, рассматривающих групповую идентичность, и недостаточно внимания уделяется идентичности персональной как содержательной определенности личности.
Несмотря на богатую исследовательскую традицию [5; 8; 9; 10] по-прежнему открытым остается вопрос о формировании идентичности, суть которого состоит в том, является ли идентичность неким устойчивым образованием, имеющим вполне конкретные и четкие параметры, естественно предзаданные человеку, или ей присущи динамичность, процессуальность, обусловленные тем, что идентичность являет собой результат социального или культурного конструирования. Во втором случае актуальным является также вопрос о механизмах и условиях этого конструирования.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ И ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ КАК ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЧЕЛОВЕКА
Лысак И.В. Междисциплинарность и трансдисциплинарность как подходы к исследованию человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 6. Ч. II. C. 134–137.
Стало уже общим местом рассуждение о сложности и многомерности человеческой природы, о невозможности постигнуть многообразные проявления человеческой личности средствами одной дисциплины. Общей тенденцией развития науки, начиная со второй половины ХХ века, становится поиск исследовательских принципов и методологических концепций, позволяющих синтезировать знания о человеке, полученные в рамках отдельных научных дисциплин. Складывается устойчивое убеждение, многократно подтвержденное на практике, что только на стыке наук возможно получение действительно нового знания, проясняющего подлинную сущность рассматриваемых объектов. Именно с этим связано широкое распространение новых или объявляющих себя таковыми подходов к исследованию, именуемых междисциплинарностью, мультидисциплинарностью, полидисиплинарностью, трансдисциплинарностью. Также очевидно, что многие современные авторы, указывая, что их исследование «осуществлено в рамках парадигмы трансдисциплинарного (или схожего с ним) подхода», не вполне осознают специфику обозначенных ими методологических установок. Все это заставляет обратиться к анализу сущности принципов, позволяющих выходить за пределы традиционных дисциплинарных парадигм.
И.В. Лысак, Д.П. Белов
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
Лысак И.В., Белов Д.П. Влияние информационно-коммуникационных технологий на особенности когнитивных процессов // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 5. С. 256–264.
Разнообразные электронные устройства и сетевые технологии прочно вошли в повседневную жизнь современного человека. Уже никого не удивляет годовалый малыш, играющий с сотовым телефоном или рассматривающий что-то на экране интернет-планшета, первоклассник, читающий электронную книгу, или подросток, предпочитающий общение в чате встречам с друзьями. Интернет повсюду, и без него уже невозможно представить жизнь современного общества. Однако последствия такого повсеместного вторжения информационных технологий в повседневную жизнь человека в полной мере не осмыслены. Широкое распространение электронных устройств и информационно-коммуникационных технологий побуждает исследователей обратить особое внимание на изучение тех изменений, которые возможны и уже происходят под их влиянием. К наиболее значимым из них следует отнести трансформации в сфере когнитивных процессов (от лат. cognitio – знание, познание, изучение, осознание), то есть психических процессов, выполняющих функцию рационального познания. Обычно к когнитивным процессам относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, процессы принятия решений.
И.В. Лысак, Н.И. Басина
ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНОГО И СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Лысак И.В., Басина Н.И. Общество как саморазвивающаяся система: возможности применения системного и синергетического подходов к исследованию социальной реальности // Вестник Донского государственного технического университета. – 2011. – Т. 11. – № 10. – С. 1896–1903.
Введение. Системный подход давно применяется в различных областях знания с большей или меньшей степенью успешности, а представление об обществе как системе вошло в словари и в учебники и, казалось бы, вышло из перечня актуальных проблем научного исследования. Констатация эвристической значимости системного подхода и необходимости его использования превратилась в своего рода клише, с которым не поспоришь, но зачастую в социально-философских исследованиях его применение ограничивается простым упоминанием о нем в разделе, посвященном изложению методологии. Это обусловлено непониманием сущности системного подхода, сведением смысла понятия «система» к простому переводу древнегреческого «σύστημα» – «целое, составленное из частей». Исходя из такой трактовки «системности», достаточно выделить в исследуемом объекте составные части – и системный подход применен. Такая примитивизация системного подхода, присущая, в том числе и ряду диссертационных исследований по социальной философии [1], [2], заставляет еще раз обратиться к анализу его специфики и выявлению основных характеристик общества как саморазвивающейся системы.
И.В. Лысак, И.В. Наливайченко
ПАТРИОТИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
Наливайченко И.В., Лысак И.В. Патриотизм в современной России: изменение содержания и трудности формирования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 1. – С. 23–26.
Целый ряд националистических выступлений, произошедших в различных российских городах в декабре 2010 г. поставили под угрозу национальную безопасность и целостность страны и показали необходимость более серьезной теоретической проработки понятия «патриотизм» с целью его эффективного формирования в обществе. Причем выступления молодежи под националистическими лозунгами произошли в казалось бы достаточно стабильный период развития российской государственности, показав опасность недооценки значимости теоретически обоснованной концепции национально-государственного строительства, одним из существенных компонентов которой должно стать формирование патриотизма, объединяющего представителей разных этносов, являющихся гражданами единого государства. Трудность решения этой задачи обусловлена и тем, что в условиях сложных трансформаций, происходящих в России и в мире в целом в начале XXI века содержание патриотизма и подходы к его формированию также должны измениться, а это, в свою очередь, невозможно без его философского осмысления.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК БРЕНД
Лысак И.В. Русская культура как бренд // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 6. Ч. 1. С. 118–122 .
Успешное развитие России, как и любой другой страны в условиях глобализации зависит от того, сумеет ли она провести модернизацию, активно участвовать в инновационном процессе, опираясь при этом на собственные культурные ценности. Ведь именно опора на самобытные, традиционные ценности позволяет консолидировать общество и мотивировать его членов на осуществление масштабных проектов, позволяющих занять свое место в глобальном мире. Однако в XXI веке нельзя культивировать собственные культурные ценности только внутри страны, отгородившись от остального мира. Средства транспорта и связи, новейшие информационно-коммуникационные технологии давно превратили мир в «глобальную деревню», где всё обо всех известно, и где преуспевает тот, кто громче заявляет о себе. В настоящее время ведущую роль играют те культуры и те страны, которые активно используют существующие возможности распространения своих культурных ценностей, демонстрируют их миру, заявляя об их значимости. В этих условиях чрезвычайно важно позиционировать российскую культуру как уникальный бренд, хотя само это слово, пришедшее из мира сугубо материальных ценностей, казалось бы, мало вяжется с высоким духовным потенциалом классической русской культуры.
ХАЙДЕРАБАД: НЕЗНАКОМАЯ ИНДИЯ
Лысак И.В. Хайдерабад: Незнакомая Индия // География. 2010. № 19. С. 4–12.
Что большинство из нас знает об Индии? Индийский чай и индийский слон, индийское кино и индийские танцы, еще, пожалуй, касты, йога и Камасутра. В добавление к этому списку интеллектуалы могут порассуждать об индийской философии, развитии в Индии информационных технологий и росту населения, а «продвинутые» обыватели – о царящей там антисанитарии да курорте Гоа. Для большинства россиян, несмотря на то, что прошедший 2009 г. был объявлен годом Индии в России, и в рамках этого была проведена масса самых разных мероприятий, эта страна остается загадкой, для кого-то манящей, для кого-то пугающей.
Индия многогранна. Иностранцы открывали и завоевывали ее, восхищались ею и осуждали царившие там порядки, у нее учились и ее поучали, Индию «дегустировали»[1], искали в ней Россию[2] и себя. И все-таки Индия остается для большинства европейцев и россиян страной загадочной и незнакомой. Даже те, кто специально изучали историю Индии и ее культуру, при непосредственном знакомстве с ней с удивлением обнаруживают, что это не та Индия, которую они себе представляли. Именно к категории последних я могу отнести и себя. Будучи преподавателем истории культуры с 15-летним стажем и достаточно опытным путешественником, побывавшим во многих азиатских странах, я тоже представляла себе «другую Индию», и оттого знакомство с ней было особенно интересным.
ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Лысак И.В. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 4. С. 91–95.
Глобализация резко обострила проблему сохранения культурной идентичности, которая сегодня рассматривается учеными разных специальностей: политологами, социологами, философами, психологами, а также активно обсуждается в обществе. Причем в общественном дискурсе на первый план выступают страх перед американизацией (вестернизацией), с которой чаще всего ассоциируют культурную глобализацию, и опасения потерять собственную идентичность.
Под идентичностью в самом общем виде понимается некая устойчивость индивидуальных, социокультурных, национальных или цивилизационных параметров, их самотождественность, позволяющая ответить на вопросы: кто я и кто мы. Проблема идентичности в эпоху глобализации включает, прежде всего, персональную идентичность – то есть формирование у человека устойчивых представлений о себе самом как члене общества, и культурную идентичность, способную вызвать ощущение самотождественности у народа, позволяющего ему определить свое место в транснациональном пространстве.
ОСОБЕННОСТИ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Лысак И.В. Особенности самоидентификации человека в условиях современного общества // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. C. 37–42.
Одной из существенных особенностей человека, отличающей его от других живых существ, является способность к обретению им собственной идентичности (от ср.-век. лат. identificus – тождественный, одинаковый). Идентификация человеком себя и презентация себя другим являются важнейшими условиями коммуникации и совместной деятельности людей, однако в гуманитарных науках проблема идентичности начинает детально анализироваться только в середине ХХ века, когда исследователи обнаруживают, что все большее число людей начинают испытывать затруднения процесса самоидентификации, усиливающиеся в настоящее время.
Еще статьи...
Страница 1 из 2
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/u0135731/public_html/templates/themza_j16_01/html/pagination.php on line 130
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/u0135731/public_html/templates/themza_j16_01/html/pagination.php on line 136
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/u0135731/public_html/templates/themza_j16_01/html/pagination.php on line 130
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/u0135731/public_html/templates/themza_j16_01/html/pagination.php on line 136
« В началоНазад12ВперёдВ конец »