Публикации И.Лысак
Научная жизнь
Моим студентам
Уважаемые студенты!
Нам с вами предстоит постигать сложную и не очень почитаемую некоторыми учебную дисциплину. С термином «философия» нередко соседствует представление о чем-то темном, трудном, смутном, доступном лишь для узкого круга лиц. Против этого, пожалуй, нелегко возразить. Сухие лекции отдельных преподавателей и написанные трудным языком учебники немало способствовали такому представлению. По многим причинам можно «не любить» философию: потому что она сложна и вроде бы никак не связана с будущей специальностью, потому, что философские вопросы так далеки от реальной жизни, и, наконец, потому, что еще в средневековье студенты призывали:
Бросим все премудрости,
Побоку учение!
Наслаждаться в юности –
Наше назначение.
Только старости пристало
К мудрости влечение.
Быстро жизнь уносится;
Радости и смеха
В молодости хочется;
Книги – лишь помеха!
Действительно, философия сильно отличается от других дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях. Философия неоднозначна, ее невозможно свести к простому набору понятий, законов и формул, ее нельзя «выучить». Философия учит думать, ничего не принимать на веру, подвергать все сомнению, задавать неудобные вопросы и не надеяться получить на них исчерпывающий ответ. Должен ли студент, а в будущем – молодой специалист думать и сомневаться, критически оценивать все, что он слышит и не спешить соглашаться с самыми авторитетными высказываниями. Ответ на этот вопрос каждый выбирает для себя сам. Зачастую, думающий человек, имеющий свое аргументированное мнение, не так «удобен» работодателю, управленцу, политику, ведь руководить гораздо проще теми, кто принимает все на веру, и слепо или «тупо» выполняет то, что ему скажут. Но хотите ли вы быть управляемыми и послушными исполнителями чужой воли? Может ли создавать новое человек, привыкший выполнять чужие, пусть даже очень разумные и обоснованные распоряжения?
Надеюсь, что изучение философии станет для вас занятием не только сложным и необходимым для получения диплома о высшем образовании, но и интересным, что вы будете обращаться к работам философов не только для того, чтобы получить «зачет», но и для того, чтобы лучше понять себя и мир, в котором мы живем.
КАК ГОТОВИТЬСЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЛОСОФИИ
Поскольку важнейшей задачей философии является осмысление действительности, изучаемый материал невозможно зазубрить (зазубрить можно только термины), его важно понимать. Именно понимание обусловливает возможность запоминания материала и способность изложения как своей, так и чужой точки зрения.
Помните: семинарское занятие – не проверка подготовленного «урока», а обсуждение проблем изучаемой науки.
К каждому семинарскому занятию вам будет предложен развернутый план, включающий перечень рассматриваемых вопросов, список рекомендуемой литературы, перечень терминов, которые необходимо знать, и контрольные вопросы, позволяющие самостоятельно оценить уровень усвоения материала.
Подготовка к семинарским занятиям по философии должна включать следующие моменты:
· знакомство с соответствующими главами учебника. В планах занятий приведен список учебных пособий. Вы можете выбрать любой из них. Оптимальным был бы вариант работы не с одним учебником, так как в разных учебниках избран разный подход к изучаемому предмету, что поможет сравнить различные подходы к проблемам, чтобы выработать свою позицию;
· чтение конспекта лекции, изучение одного или двух источников из приведенного списка литературы к каждому разделу, что позволит сравнить позиции различных авторов по изучаемым проблемам во время обсуждения на занятиях;
· выяснение содержания тех категорий и понятий, которые являются основными для данного теоретического раздела философии (при работе с терминами рекомендуется пользоваться сайтом http://dic.academic.ru/). Термины необходимо выписать в рабочую тетрадь (словарик);
· для получения оценки «хорошо» и «отлично» к семинару необходимо прочитать хотя бы один из неадаптированных философских текстов, приведенных в плане семинарского занятия, уметь проанализировать его и высказать свое отношение к рассматриваемым в нем проблемам.
При подготовке к работе на семинаре следует вести рабочую тетрадь, где должны быть записаны краткие тезисы вашего ответа на вопросы, поставленные в плане занятия, необходимые выписки из литературы, неясные для вас вопросы, проблемы, которые вы хотели бы обсудить на семинаре. Обязательно при подготовке к занятиям старайтесь связать теоретические проблемы с практикой социальной и личной жизни, с будущими профессиональными интересами.
В целом, изучая философию, приложите усилия на то, чтобы:
· увидеть различие взглядов, концепций;
· выявить основания, на которых строится та или иная концепция или система;
· раскрыть внутренний смысл выдвигаемых идей;
· определить, насколько доказательна та или иная концепция или система;
· представить рассматриваемые философские проблемы в развитии;
· провести сравнение различных философских концепций по той или иной проблеме;
· отметить практическую ценность анализируемых философских положений;
· аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему.
Надеюсь, что эти рекомендации помогут вам избежать ошибок в учебном процессе и облегчат знакомство со сложным, но увлекательным миром философии.
Уважаемые студенты!
Нам с вами предстоит постигать сложную и не очень почитаемую некоторыми учебную дисциплину. С термином «философия» нередко соседствует представление о чем-то темном, трудном, смутном, доступном лишь для узкого круга лиц. Против этого, пожалуй, нелегко возразить. Сухие лекции отдельных преподавателей и написанные трудным языком учебники немало способствовали такому представлению. По многим причинам можно «не любить» философию: потому что она сложна и вроде бы никак не связана с будущей специальностью, потому, что философские вопросы так далеки от реальной жизни, и, наконец, потому, что еще в средневековье студенты призывали:
Бросим все премудрости,
Побоку учение!
Наслаждаться в юности –
Наше назначение.
Только старости пристало
К мудрости влечение.
Быстро жизнь уносится;
Радости и смеха
В молодости хочется;
Книги – лишь помеха!
Действительно, философия сильно отличается от других дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях. Философия неоднозначна, ее невозможно свести к простому набору понятий, законов и формул, ее нельзя «выучить». Философия учит думать, ничего не принимать на веру, подвергать все сомнению, задавать неудобные вопросы и не надеяться получить на них исчерпывающий ответ. Должен ли студент, а в будущем – молодой специалист думать и сомневаться, критически оценивать все, что он слышит и не спешить соглашаться с самыми авторитетными высказываниями. Ответ на этот вопрос каждый выбирает для себя сам. Зачастую, думающий человек, имеющий свое аргументированное мнение, не так «удобен» работодателю, управленцу, политику, ведь руководить гораздо проще теми, кто принимает все на веру, и слепо или «тупо» выполняет то, что ему скажут. Но хотите ли вы быть управляемыми и послушными исполнителями чужой воли? Может ли создавать новое человек, привыкший выполнять чужие, пусть даже очень разумные и обоснованные распоряжения?
Надеюсь, что изучение философии станет для вас занятием не только сложным и необходимым для получения диплома о высшем образовании, но и интересным, что вы будете обращаться к работам философов не только для того, чтобы получить «зачет», но и для того, чтобы лучше понять себя и мир, в котором мы живем.
Лекция 1
Введение в философию
План лекции
1. Предмет философии. Философские вопросы в жизни человека.
2. Философия как мировоззрение и как наука.
3. Структура и функции философии.
скачать презентацию к лекции 1 "Введение в философию"
Семинар 1
ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1. Предмет философии. Специфика философских проблем.
2. Структура философского знания.
3. Философия как разновидность мировоззрения.
4. Функции, место и роль философии в культуре.
Основные понятия: философия, мировоззрение, методология, метод, онтология, аксиология, гносеология, логика, этика, эстетика, антропология, субъект, объект, субъект-объектные отношения, мифология, религия, антропоморфизм, синкретизм, эклектизм, эссенциализм, монизм, дуализм, плюрализм, материализм, идеализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, когнитивизм, агностицизм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, иррационализм, диалектика, метафизика.
Темы докладов
1. Политическая мифология на рубеже XX–XXI вв.
2. Мифы как средство манипуляции массовым сознанием.
3. Мифотворчество в современной рекламе.
4. Мифология брендинга в современном обществе.
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. – М.: Знание, 1977. – 64 с.
2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию // Вестник высшей школы. – 1989. – № 2. – С. 80–87.
3. Поппер К.Р. Все люди – философы: Как я понимаю философию; Иммануил Кант – философ Просвещения / Пер. с нем., вступит, статьи и примеч. И.З. Шишкова. 2-е изд., стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 56 с.
4. Хайдеггер М. Что это такое – философия? // Вопросы философии. – 1993. – № 8. – С. 113–123.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004. – 604 с.
2. Титаренко И.Н. Философия: Учебное пособие. Книга первая. Философия Древнего мира. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. С. 3–35.
3. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. – 480 с.
4. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 670 с.
5. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. – 506 с.
Дополнительная
1. Апинян Т.А. Тоска по мифу или миф как событие современности // Философские науки. – 2004. – № 11. – С. 73–83.
2. Бобков А.Н. Современные подходы к пониманию мировоззрения // Философские науки. – 2005. – № 3. – С. 133–147.
3. Ваганов А.Г. Мифов. Net... // Философские науки. – 2004. – № 2. – С. 5–29.
4. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. – 1995. – № 1. – С. 159–183.
5. Каменский З.А. Умирает ли философия? // Вестник Российской Академии Наук. – 1994. Т. 64. – № 4. – С. 318–334.
6. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. – 1996. – № 7. – С. 16–30.
7. Майданов А.С. Миф как источник знаний // Вопросы философии. – 2004. – № 9. – С. 91–105.
8. Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. – 1993. – № 9. – С. 85–93.
9. Ойзерман Т.И. К вопросу об истоках и специфике философских проблем // Вопросы философии. – 1969. – № 6. – С. 125–129.
10. Степин В.В. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопросы философии. – 1997. – № 5. – С. 3–14.
11. Хевеши М.А. Социально-политические стереотипы, иллюзии, мифы, и их воздействие на массы // Философские науки. – 2001. – № 2. – С. 5–17.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие вопросы можно отнести к философским? Какие из философских вопросов актуализируются в связи с развитием новейших технологий в начале XXI в.? Какие из философских вопросов кажутся вам наиболее значимыми? Свой ответ поясните.
2. Что изучает философия? Каков ее предмет?
3. Объясните понятие «основной вопрос философии». Каково соотношение основного вопроса и предмета философии?
4. В чем суть предмета философии, сформулированного И. Кантом?
5. В чем качественное отличие философских проблем от частнонаучных?
6. Что такое мировоззрение? Какие типы мировоззрения вам известны? В чем их отличие от философского мировоззрения?
7. Является ли философия наукой? Свой ответ поясните.
8. Какова структура философского знания?
9. Назовите основные функции философии.
10.Что такое методология? В чем состоит методологическая функция философии?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Выберите правильный ответ и поясните его.
1. Буквально слово «философия» переводится с древнегреческого как:
а) мудрость;
б) любовь к мудрости;
в) наука о познании;
г) стремление к истине.
2. В зависимости от того, какая субстанция – материальная или духовная – признается первоначалом бытия, философские учения разделяются:
а) на материализм метафизический и диалектический;
б) на материализм и идеализм;
в) на рационализм и эмпиризм;
г) на объективный идеализм и субъективный идеализм.
3. В зависимости от количества субстанций, мыслимых как первоначала бытия, философские направления получили названия:
а) монизм, плюрализм и дуализм;
б) агностицизм и скептицизм;
в) антропоцентризм и теоцентризм;
г) оптимизм и пессимизм.
4. Воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания:
а) антропоцентризм;
б) теоцентризм;
в) космоцентризм;
г) геоцентризм.
5. Какие из приведенных ниже положений носят материалистический, а какие – идеалистический характер. Поясните, к каким «разновидностям» материализма и идеализма можно их отнести.
а) Все существующее – проявление безличного духовного активного начала – «абсолютной идеи».
б) Исторический процесс направляется Провидением.
в) Участвуя в процессе производства и вступая в определенные отношения друг с другом, люди творят историю.
г) Потенциальная материя становится действительностью под воздействием разумного начала.
д) Общественное сознание определяется общественным бытием.
е) Мысль вырабатывается мозгом так же, как желчь печенью.
ж) Исходный принцип мира – бессознательное творческое начало, жизненный порыв.
з) Материальный мир никем не создавался, но существует вечно, меняя формы своего существования.
и) Реально лишь сознание человека, а все, что его окружает – иллюзорно и проблематично.
к) Первоосновой всего сущего является независимая от сознания вещественная, «телесная» реальность.
л) Химические процессы – универсальная основа объяснения духовной сферы.
м) Природные закономерности объективны и доступны человеческому познанию.
н) Сознание нельзя свести только к его материальному носителю – мозгу, поскольку оно является продуктом и условием функционирования и развития общества.
6. Какие из нижеперечисленных позиций отношения философии к частным наукам в наибольшей степени соответствуют ей?
а) философия является синтезом наиболее важного опыта, достижений частных наук;
б) философия решает, как нужно развиваться каждой конкретной науке и как следует ликвидировать проблемы, встающие перед ними?
в) философия разрабатывает универсальные научные методы исследования и стратегические принципы познания мира.
7. Как вы считаете, какое направление критикует известный физик М. Борн в следующем высказывании: «Кто думает, что единственная важная реальность – область идей, духовное, тот не должен заниматься естествознанием, ученый … в своих чувственных впечатлениях должен видеть… извещения о реальном… мире»?
а) материализм;
б) идеализм;
в) сенсуализм;
г) метафизику.
8. Определите, какие из перечисленных черт характерны для мировоззрения:
а) мифологического;
б) религиозного;
в) философского;
г) научного?
Имейте в виду, что некоторые черты могут быть характерны для нескольких типов мировоззрения. При необходимости обоснуйте свой выбор.
1) яркое, образное мышление;
2) опора на разум;
3) опора на веру;
4) поиск универсальных объективных закономерностей;
5) стремление установить связь человеческого существования с абсолютным и бесконечным;
6) олицетворение природных и социальных явлений в образах богов;
7) наличие ценностного компонента;
8) использование предельно обобщенных категорий;
9) сохранение традиции в меняющихся условиях;
10) единство мировоззрения, переживания и действия, основанное на вере в священное;
11) логическая непротиворечивость знания и его согласованность с ранее накопленными знаниями;
12) реализация бесконечной глубины всеобщего через многообразие школ, концепций, точек зрения;
13) использование принципов творения и откровения;
14) использование принципа порождения.
Лекция 2
Исторические типы философии.
Античная философия
План лекции
1. Причины возникновения античной филсофии, ее периодизация.
2. Ранняя древнегреческая философия.
3. Классическая древнегреческая философия.